Правительство подготовит новые налоговые поправки

В мае Минфин, Минэкономразвития и экспертный совет при правительстве должны подготовить поправки, которые ограничат 1 сентября срок принятия налоговых законов – если они вступают в силу со следующего года и ухудшают жизнь компаний. Такое поручение в марте дал премьер Дмитрий Медведев. По действующему Налоговому кодексу они должны быть опубликованы не позднее 30 ноября.

Однако уложиться в новый срок будет непросто, следует из законопроекта, который экспертный совет отправил в Минфин («Ведомости» ознакомились с ним): придется принимать все поправки в весеннюю сессию Госдумы (до июля). Сейчас же не выполняется даже требование Бюджетного кодекса представлять в правительство проекты налоговых поправок до 1 сентября – норма регулярно приостанавливается, пишут эксперты. И предлагают более щадящий для чиновников и депутатов срок – 1 октября. Тогда Госдума сможет принимать поправки в начале осенней сессии.

Это компромисс между позицией бизнеса, который настаивает на принятии законов в весеннюю сессию, и реальными возможностями законодателя, который часто корректирует налоговые нормы под нужды бюджета, указывает куратор налоговой группы экспертного совета Екатерина Коломенская. Если установить в поправках срок 1 сентября, то и эта норма может быть приостановлена, опасается она. Прежде успевали внести законы до 1 сентября, замечает федеральный чиновник.

Минэкономразвития письмо не получало, сообщил его представитель: для бизнеса важна предсказуемость налоговых условий, но в нынешней макроэкономической ситуации нужно иметь возможность точечной донастройки налоговой системы. Предложения будут направлены в правительство в срок, лаконичен представитель Минфина.

Поправки повлияют на принятие негативных изменений по большинству налогов, говорит партнер Taxology Алексей Артюх, налоговый период обычно год, а значит, такие поправки должны вступать в силу с нового года. Срок, безусловно, надо сдвигать, категоричен управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: «Налогоплательщики устали каждое 30 ноября получать сотни страниц изменений и в авральном режиме менять бизнес-процессы».

Это положительный тренд, указывает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-аудит PKF» Александр Овеснов.
Александр Овеснов
Руководитель практики налоговых споров
Но для планирования бизнесу необходимо знать будущие налоговые условия уже в феврале-марте, торопит власти человек, близкий к бюро РСПП. Увеличение срока адаптации с одного месяца до трех или четырех не решит проблему нестабильности налоговых условий – новое правило, внезапно появившееся даже 1 сентября, ставит крест на большинстве бизнес-стратегий, согласен партнер KPMG Михаил Орлов.

Обычной практикой стало внесение в конце года изменений, которые «существенно влияют на сумму налогов к уплате», пишут правительственные эксперты. Такие поправки дорого обходились бизнесу. Например, регионы получили право решать, сохранять ли льготу по налогу на движимое имущество. При ставке 1,1% их бюджеты получат в 2018 г. дополнительно около 70 млрд руб., оценивал другой чиновник. А ограничение переноса убытков на будущие периоды увеличило в 2017 г. доходы регионов от налога на прибыль на 248 млрд руб., писали аналитики АКРА. Еще одна поправка – увеличение взносов индивидуальных предпринимателей на пенсионное страхование – в 2017 г. обошлась бизнесу в 20,9 млрд руб., подсчитывало Минэкономразвития.

Путин не считает уместным связывать трагедию в Кемерове с реформой проверок бизнеса

При этом доля законов, принимаемых в последние два месяца года, сильно меняется от 21% в 2003 г. до 88% в 2007 г., в прошлом году – 53%, подсчитали эксперты Taxadvisor. Многие правки в Налоговый кодекс корректируют ранее принятые, указано в письме экспертного совета. «Проблема в спешке и низком качестве законов», – констатирует Артюх.

Прозрачность и предсказуемость налогового законодательства ценится бизнесом даже выше, чем льготы, следует из опроса, проведенного РСПП в феврале. Главным условием устойчивого роста экономики 28,4% участников съезда РСПП (около 700 компаний) называли «предсказуемость фискальной нагрузки», 21,6% – стабильность ее уровня. За налоговые льготы «проголосовали» только 14,7%.

Кудрин отвел власти два года на проведение ключевых реформ

Прежде «Основные направления налоговой политики» Минфина служили для бизнеса ориентиром при планировании, но теперь они не вполне выполняют эту функцию, говорит человек, близкий к бюро РСПП. Бизнесу нужен подобный стратегический документ, который формировал бы понятную и прозрачную среду, настаивает он. Налоговые изменения должны обсуждаться публично, считает Орлов. Например, в виде нулевого чтения, замечает член экспертного совета ТПП Максим Хвалибов, тогда мнение бизнеса станет частью пояснительной записки к закону и, возможно, повлияет на решения законодателя. Заблаговременно обсуждать принимаемые законы с бизнесом нужно, но без фанатизма: вряд ли компании будут рады любой новой нагрузке, осторожна вице-президент по устойчивому развитию бизнеса Unilever Ирина Бахтина. Но обязательно нужно систематически оценивать эффективность уже вступивших в силу законов, заключает она.


Ведомости
Ведомости

Другие комментарии: