Предприниматели увидели риски в реформе банкротств

Реструктурировав долги, акционеры рискуют лишиться контроля над бизнесом

Поправки в закон о банкротстве могут не упростить процедуру, а создать новые риски для бизнеса. О них в письме предупредил разработчика законопроекта – Минэкономразвития – Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). «Ведомости» ознакомились с копией, подлинность которой подтвердил вице-президент РСПП Александр Варварин. Представитель Минэкономразвития не ответил на запрос.

Менее 2% предприятий, начавших банкротство, восстанавливают платежеспособность, сообщало Минэкономразвития. После окончания моратория (запрет кредиторам возбуждать новые дела о банкротстве в отношении отдельных компаний и предпринимателей на полгода с начала апреля. – «Ведомости») может быть целая волна банкротств, предупреждает партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Денис Архипов. Но пока в связи с мораторием число банкротов в марте снизилось на 15–18%, оценивали эксперты ЦМАКПа.

Для сокращения издержек во время банкротства Минэкономразвития предлагает отказаться от части процедур – например, не проводить финансовое оздоровление компании, не вводить внешнее управление. Но ввести новую процедуру – реструктуризации долгов. Сейчас должник может подать только заявление о банкротстве, затем начинается наблюдение. Но оно может длиться около семи месяцев, тем временем должник продолжает накапливать долги, объяснял арбитражный управляющий Евгений Семченко: начать же реструктуризацию можно только после наблюдения – например, ввести внешнее управление или заняться финансовым оздоровлением. В 2019 г. было более 10 000 дел о банкротстве, в которых была введена процедура наблюдения, но началом финансового оздоровления из них закончилось только 17 дел, свидетельствуют данные судебного департамента при Верховном суде.

Спорный аукцион

Еще одна поправка законопроекта, вызвавшая споры – возможность проводить торги на понижение (сейчас торг, наоборот, идет на повышение). Объявлять о торгах нужно один раз, если имуществом никто не заинтересовался, снижать цены на него пока не появится покупатель. Так Минэкономразвития рассчитывает повысить продажи на первых и вторых торгах. На это представила свои замечания Федеральная антимонопольная служба (ФАС), рассказывает заместитель руководителя ведомства Михаил Евраев. Служба предлагает упразднить предварительную подачу заявок на участие в торгах, заменив ее на участие через фактическое предложение цены (это исключит возможность предварительного сговора), а также извещать о торгах не за 30, а, например, за 15 дней, перечисляет он.

В случае принятия в таком виде поправок восстановить платежеспособность должникам будет сложно, предупреждает Варварин. По законопроекту дополнительные акции при реструктуризации долгов смогут размещать только акционеры, владеющие не более чем 1% акций. Это серьезное ограничение, согласен партнер BCLP Иван Веселов, именно мажоритарные акционеры заинтересованы в восстановлении платежеспособности компании. При этом выпускать дополнительные акции можно даже без согласия акционеров. Это создает риски рейдерских захватов компаний, говорит Варварин, акционеры рискуют потерять корпоративный контроль, в итоге должники откажутся использовать такую процедуру. Механизм может использоваться для разрешения корпоративных конфликтов, установления корпоративного контроля, а не для восстановления бизнеса, согласен Веселов. Ограничение на участие в дополнительной эмиссии контролирующих акционеров должника может негативно сказаться на кредиторах, согласен партнер Deloitte Антон Зыков, но задача реструктуризации в первую очередь – это восстановление платежеспособности должника, а не сохранение состава его акционеров.

Еще один риск – право налоговиков накладывать залоги на арестованное по налоговым долгам имущество должника. Федеральная налоговая служба (ФНС) уже получила такое право после принятия поправок в Налоговый кодекс осенью 2019 г. Теперь оно закрепляется и в законе о банкротстве. Но РСПП опасается, что налоговики смогут удовлетворять требования раньше других кредиторов. Это наиболее важное замечание, считает юрист KPMG Артем Баринов. Сейчас залоговые кредиторы могут вернуть долг первыми. С апреля налоговый долг может быть признан залоговым, но приоритет отдается коммерческим залогам – например, банков. Минэкономразвития предлагает изменить это, объясняет Архипов, чтобы сначала налоговики возмещали деньги из стоимости имущества, а уже потом остальные кредиторы из того, что осталось. Единственный, кто сможет пытаться бороться с преференциями налоговиков, – банки по кредитным договорам, предупреждает он. Это может привести к тотальному дисбалансу интересов кредиторов, считает Баринов.

О рисках предупреждают и банки.

Мера негативно скажется на рынке кредитования, говорит представитель Сбербанка, снизится определенность и привлекательность залога, а это повысит процентные ставки по кредитам. Законопроект может спровоцировать дисбаланс интересов кредиторов в делах о банкротстве, поддерживает представитель ВТБ. Представитель ФНС отказался от комментариев.

Норма должна демотивировать преднамеренное и контролируемое банкротство, так как лишает смысла попытки вывода активов, считает человек, близкий к правительству. Это мотивирует реструктурировать долг, а не пытаться его списывать, объясняет он. При этом залог возникает только с момента возникновения обязательств, если они сначала появились у другого кредитора, он получит приоритет, спорит собеседник «Ведомостей», а банки смогут воспользоваться системой информирования о начале проверки или о нарушениях. Государство будет впереди, только если банк проигнорирует данные, фактически норма коснется только скрытых обязательств, но это только 1,5% всех дел, заключает он.

Возможно, лучше отложить рассмотрение законопроекта, считает Семченко, в ближайшие пару лет никаких революций не нужно. После окончания моратория, когда может начаться волна банкротств, всем будет важна стабильность и возможность прогнозировать, считает он.
Стоит отложить законопроект, согласен партнер МЭФ PKF Александр Овеснов, он затрагивает многие сферы, предлагает реформу работы арбитражных управляющих, нужно провести широкую дискуссию с бизнесом, государством и экспертами. Пока же нужны точечные поправки – в первую очередь для упрощения и ускорения банкротства, заключает он.


Читать материал полностью на сайте Ведомостей
Ведомости
Ведомости

Другие комментарии:

08.07.2019 РАЭКС 2 / МЭФ – лидер налогового консалтинга среди российских аудиторских компаний в 2019-2020 годах по оценке RAEX Аналитика
«Блокчейн — новая нефть России». В Госдуме обсудили цифровую экономику
8 июля в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему «Вопросы развития цифровой экономики». Депутаты, чиновники и эксперты обсудили цифровые подписи, электронные трудовые книжки, а также создание эффективной правовой базы для цифрового развития страны и подтвердили, что криптовалютное законодательство должно появиться в России до конца июля.

Руководитель практики налоговых споров МЭФ Аудит Дмитрий Кириллов отметил, что законодательство, связанное с электронными подписями, содержит ряд пробелов, которыми пользуются мошенники. Чтобы это предотвратить правительство сейчас рассматривает внедрение нескольких документов, которые позволят повысить безопасность граждан и снизить затраты.

21.11.2019 РАЭКС 2 / МЭФ – лидер налогового консалтинга среди российских аудиторских компаний в 2019-2020 годах по оценке RAEX Аналитика
Правительство готово ужесточить наказание за картели
Долго буксовавшие законопроекты против картелей одобрены правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Ужесточить ответственность за картели правительство хочет уже больше двух лет. Еще в октябре 2017 г. президент Владимир Путин поручил разработать программу выявления и пресечения картелей, а также подготовить законопроекты, ужесточающие уголовную и административную ответственность за такие соглашения. Проекты текущих поправок предполагают целый ряд изменений как в законы, регулирующие конкуренцию, госзакупки и оперативно-розыскную деятельность, так и в КоАП, УК, УПК РФ.
ФАС уже собирает доказательства картельного соглашения во время внеплановых проверок, в этой части поправки просто закрепляют сложившуюся практику, замечает руководитель антимонопольной практики МЭФ PKF Сергей Заграевский.