Китайцы хотят платить по-французски

Как стало известно “Ъ”, КНР просит Россию снизить налог на дивиденды для китайских участников проекта «Ямал СПГ». Исходя из действующих соглашений, китайские CNPC и SRF должны платить по ставке 10%, тогда как другой иностранный участник — Total — имеет право на 5%. Такая ситуация может вылиться для китайских акционеров в упущенную выгоду в размере десятков, а то и сотен миллионов долларов в год. Если Пекин добьется своего, выгадать могут не только акционеры «Ямала СПГ», но и другие китайские инвесторы, работающие в РФ.

Как рассказали источники “Ъ”, в протоколе российско-китайской межправкомиссии по энергетике, заседание которой состоялось 20 сентября, зафиксирована просьба Пекина к российскому правительству о снижении налога на дивиденды для китайских участников проекта «Ямал СПГ». Суть проблемы в том, что по состоянию на настоящий момент иностранные участники проекта будут платить налог на дивиденды по разной ставке: Total — 5%, китайские инвесторы — 10%.

Согласно законодательству, иностранные компании платят налог на дивиденды по ставке 15% либо иной, если это предусмотрено соглашением об избежании двойного налогообложения со страной происхождения инвестора. По соглашению России и Франции, достаточно вложить более 500 тыс. франков, чтобы получить ставку 5%. Договор с Китаем предполагает, что для ставки в 5% инвестор должен не только вложить не менее €80 тыс., но и владеть в проекте не менее 25%. Последнее условие для китайских акционеров «Ямал СПГ» не выполняется. По словам собеседников “Ъ”, Пекин хочет, чтобы ставка налога была снижена до уровня Total.

В аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова отказались от комментариев. В Минфине заявили “Ъ”, что такие предложения в министерство пока не поступали. В НОВАТЭКе и Total не стали комментировать тему, заметив, что она касается межгосударственных вопросов.

«Ямал СПГ» — проект по производству сжиженного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения, акционеры — НОВАТЭК (50,1%), французская Total (20%), китайские CNPC (20%) и Фонд шелкового пути (SRF, 9,9%). Запуск первой очереди запланирован на ноябрь, на полную мощность в 16,5 млн тонн СПГ в год проект выйдет в 2019 году. Стоимость проекта — $27 млрд.

Разница в ставках налога на дивиденды может вылиться для китайских компаний в потерю существенных сумм. По оценке Андрея Полищука из Райффайзенбанка, «Ямал СПГ» получит чистый денежный поток уже в 2018 году в размере около $1,5 млрд, который теоретически может быть направлен на дивиденды. Однако, по словам собеседников “Ъ” в отрасли, в первые годы работы проекта его акционеры, скорее всего, будут гасить ранее выданные ими самими займы и возвращать деньги этим способом, а не через дивиденды, которые будут небольшими или вообще нулевыми.

К 2022–2023 годам все кредиты акционеров будут возвращены, и дивиденды станут единственным способом распределения прибыли «Ямал СПГ». При цене на нефть $65 за баррель «Ямал СПГ» в 2022 году, по оценке Андрея Полищука, может распределить в виде дивидендов около $5 млрд, из которых китайским инвесторам достанется $1,5 млрд. В таком случае их потери из-за более высокого налога на дивиденды могут составить около $75 млн в год, которые превратятся в гораздо большую сумму, если экстраполировать ситуацию на 30 лет жизни проекта. Точный расчет сделать невозможно, поскольку он зависит от размера прибыли «Ямал СПГ», который, в свою очередь, завязан на динамику цен на нефть.

Если Россия пойдет навстречу китайской стороне, изменения налогового режима затронут в любом случае не только «Ямал СПГ».

Изменение ставки налога на дивиденды возможно исключительно через корректировку договора России с Китаем об избежании двойного налогообложения, поскольку международные соглашения имеют приоритет перед внутренним законодательством, отмечает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. Вряд ли возможно установление налоговых ставок для конкретных компаний (это будет противоречить общим принципам налогообложения), добавляет он, но в рамках определенного вида хозяйственной деятельности установление специальных налоговых ставок представляется теоретически возможным.
Александр Овеснов
Руководитель практики налоговых споров

Ъ
Ъ

Другие комментарии: