Минфин предложил ЦБ обменяться тайнами. Налогоплательщики обретают новую степень прозрачности

Минфин опубликовал два законопроекта, которые должны обеспечить более широкий, чем сейчас, обмен данными о налогоплательщиках между ЦБ и ФНС. Предполагается, что ЦБ будет передавать налоговикам сведения, составляющие банковскую тайну, ФНС же предоставляет Банку России данные, охраняемые налоговой тайной. В пояснительной записке к проекту сказано, что это необходимо, поскольку «недобросовестные налогоплательщики, реализуя политику агрессивного налогового планирования, применяют все более сложные схемы ухода от налогообложения, характеризующиеся высокой латентностью».

Такой «обмен тайнами» должен повысить эффективность налоговиков по выявлению схем минимизации налогов. ЦБ же, получив сведения о доходах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информацию о сомнительных операциях, об имуществе, объектах налогообложения и задолженности перед бюджетом клиентов банков, страховщиков и так далее, сможет более качественно исполнять свои функции регулятора.

Сейчас банки передают налоговикам в автоматическом режиме информацию только об открытии/закрытии счетов или изменении реквизитов в рамках валютного контроля, об операциях по счетам они могут узнавать только по запросу. Информобмен между ЦБ и ФНС регулируется межведомственным соглашением. В частных беседах представители банковского сообщества утверждают, что этот обмен происходит на «минимальных оборотах». В случае же принятия поправок его объемы существенно увеличатся — ЦБ придется раскрывать налоговикам чуть ли не всю доступную ему информацию о банках и клиентах.

Отметим, что тема расширения информобмена между налоговиками и ЦБ содержится в «Основных направлениях налоговой политики на 2021–2023 годы» Минфина. Где “Ъ” пояснили, что реализация новых мер будет способствовать обелению экономики и не затронет интересы добросовестных налогоплательщиков за счет применения риск-ориентированного подхода при отборе объектов для налогового контроля. «Важно, что массового обмена данными не предполагается. Перечень документов и сведений, подлежащих обмену, будет определяться соглашением между Банком России и ФНС»,— говорят в министерстве. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, будет у ограниченного круга лиц, а обмен будет осуществляться с использованием защищенных каналов связи и предполагает административную и уголовную ответственность за разглашение любых данных.

В ФНС подчеркивают, что речь не идет об отмене банковской или налоговой тайны — в соответствии с НК все получаемые налоговыми органами сведения о налогоплательщиках составляют налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. В службе отмечают, что изменения позволят существенно сократить количество запросов в банки о представлении сведений об операциях по счетам их клиентов. «Это снизит трудовые и материальные затраты, повысит эффективность риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвратит ущерб от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов»,— заявили “Ъ” в службе. Там подчеркнули, что законопроекты не предусматривают непосредственного получения доступа к выпискам по операциям на счетах физических лиц. Такие сведения, как и прежде, можно будет получить только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя или замруководителя ФНС при проведении налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребовании у них документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, то есть в очень узком перечне случаев.

Экспертов нововведения не пугают. Партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александра Амбрасовская поясняет, что сейчас налоговые органы имеют право запрашивать сведения о счетах и операциях клиентов банков у них самих, а не централизованно через Центральный банк. При этом прямое информационное взаимодействие между ЦБ и ФНС носит в основном технический характер и касается банков, а не их клиентов. 

«Примечательно, что законопроект подчеркивает особый характер отношений ЦБ и ФНС, делегировав им право самостоятельно согласовать перечень документов и сведений, а также порядок их представления налоговым органам. В этой связи эффективность обмена банковской и налоговой тайнами зависит от условий этого соглашения, хотя принципиально этот механизм может существенно облегчить собирание всей мозаики денежных потоков клиентов банков и повысить прозрачность финансовой среды в целом»,— уверена Александра Амбрасовская.

По словам директора юридического департамента МКБ Ирины Гудковой, после принятия поправок ЦБ будет вправе сообщать сотрудникам налоговых органов широкий круг сведений, ставших известными ему в рамках надзорной деятельности. В самом ЦБ новые горизонты регулирования комментировать не стали.

Отметим, что задуманный Минфином «обмен тайнами» укладывается в ранее объявленные планы работы ФНС «с большими данными» и делает отношения государства и налогоплательщика гораздо более прозрачными. Возможность получения информации о большой части денежных потоков в стране де-факто делает возможным контроль расходов и доходов как минимум в отношении компаний.

Читать полностью на сайте "Ъ"


Ъ
Ъ

Другие комментарии:

06.07.2020 Ъ
Списанному верить
Конституционный суд (КС) признал недопустимым исковое взыскание с физических лиц сумм возмещения вреда бюджету от неуплаты налогов, в случае если ранее задолженность была списана самими налоговиками как безнадежная.
Как замечает в комментарии газете «КоммерсантЪ» адвокат практики налоговых споров МЭФ PKF Павел Желновод: это постановление КС изменит подход судов по спорам из-за ошибок налоговых органов, которые привели к взысканию недоимок с налогоплательщиков вне рамок норм Налогового кодекса (НК) и возникли по общим основаниям в результате применения ст. 15 и ст. 1064 ГК, то есть по убыткам, причиненным бюджету.
«Однако и на это прямо указал КС, для освобождения налогоплательщика от такой ответственности необходимо будет соблюдение двух условий: поведение уполномоченных органов, приведшее к невозможности взыскания в рамках НК (в данном случае — пропуск срока давности), и также это взыскание не должно быть связано с противоправными деяниями самого налогоплательщика»,— сказал “Ъ” Павел Желновод.
03.07.2019 РАЭКС 2 / МЭФ – лидер налогового консалтинга среди российских аудиторских компаний в 2019-2020 годах по оценке RAEX Аналитика
Банкам предложили увеличить налоговые выплаты в бюджеты регионов
Финансовые организации не платят налог на имущество, полученное по договорам залога и подлежащее продаже. Регионы жалуются на выпадающие доходы бюджета и предлагают обязать банки платить налог. Правительство инициативу поддержало.«Экономический смысл налога на имущество в том, чтобы субъект использовал имущество рационально. Налог мотивирует компанию не копить мертвый груз запасов, а заставлять имущество приносить прибыль. Однако здесь речь не идет о нерациональном использовании имущества, речь идет об обеспечении финансовых обязательств должников перед банком», — не согласен с предложением региональных депутатов руководитель практики налоговых споров МЭФ PKF Дмитрий Кириллов.